Очистительные практики
(Шат-кармы).


Шаткарма, дословно переводится - 6 практик.


1.Тратака.
Длительная фиксация внимания на на пламени свечи, на кончике носа, на небе, на звездах и т.д. Очищаются нади головы. Взгляд становится чище.


2. Нети.
Джала нети -
промывание носа водой с использованием специальногососуда (нети-пот) или маленького заварочного чайника.Температуру воды и ее соленость варьируют в зависимости от ситуации. Для получения терапевтического эффекта - воду используют сильно теплую, солености морской воды (соль морская или комбинация из поваренной соли, питьевой соды и пары ккпель йода). Для психоэнергетического эффекта используют холодную пресную воду. Можно втягивать воду носом из блюдца или ладоней, но это чревато неприятными последствиями, особенно для людей вайю-конституции.
Сутра нети - протягивание шнурка через нос, но если шнурка подходящего нет,то подойдет катетер медицинский или пасик магнитофонный. Берете катетер (2 - 3 мм в диаметре, 4 - 5 мм при длительной практике) и постепенно засовываете его в нос. Потом конец достаете из горла. И двигаете туда-сюда. Так делается много раз, но очень бережно - слизистая в носу очень ранимая. После этого ополоснуть холодной водой. Кажется, процедура просто очищает стенки носа, но нет - пробуждает центр бинду и другие полезные центры. Ум становится ясный.

3.Капалабхати.
Является также частью пранаямы, когда делается пассивный вдох и активный выдох. Очищает пазухи носа, осветляет сознание,дыхание становится легче, тише, прана в теле ощущается и течет свободней.

4.Дхаути.
Вамана-дхаути. Натощак выпивается такое количество воды, чтобы наполнить желуок доверху. Выполняется наули, и затем вызывается рвота. Лучше использовать подсоленную и подкисленную лимонным соком воду.
Вастра-дхаути- заглатывание тонкой полоски материи. Для дхаути подходит бинт медицинский 4м на 10см, никакой синтетики и чтобы нитки не выскакивали. Берем две кружки с водой: в одной смачиваем бинт, из другой запиваем. Кладем как можно дальше на язык смоченный кончик бинта, который можно подсолить, подсластить, и начинаем пальцами заводить его по языку вглубь. Делается, конечно, все это с утра на голодный желудок. Сначала будет трудно. Рвоты не будет - желудок пустой. И, если раз не получилось, оставьте до следующего дня.Множественные попытки не приветствуются - горло можно поцарапать. И еще, важно глубоко дышать и расслабиться. Дыхание помогает также определить, если бинт не в то горло пошел. В любом случае, ничего страшного, тут же закашляетесь и он выскочит. Как только удалось заглотнуть чуть-чуть, значит процесс пошел. Каждый раз отмеряете на 10 см больше, чем вчера и глотаете понемногу, смачивая, и запивая водой. Когда весь заглотнули, снаружи оставьте маленький кусочек, чтобы было за что вытягивать. Если проглотили весь - не беда, выпейте стакан подсоленой воды и засуньте два пальца в рот, стараясь стимулировать позывы к рвоте, пока конец бинта не выйдет наружу. Когда бинт внутри - можно сделать наули несколько раз, потом посидеть, отдохнуть, посморкаться и утереть слезы. Сидеть больше 15-20 минут не рекомендуется, т.к. бинт начинает всасываться в кишечник. После этого тяните обратно. Тяните мягко. Засовывали то чистый бинт, а достаете грязный. Могут возникнуть спазмы в горле.
В случае спазма - не рвите бинт на себя, так можно поранить горло, а посидите спокойно и подышите, все пройдет - это же мышцы, они отпустят. Как отпустило, тянем дальше. После употребления бинт помыть и прокипятить. Настроение становиться классное, глаза горят, мысль в голове звенит, тонус в теле повышенный.

5. Наули.
Эти две техники, наули и дхаути, лучше рассматривать вместе. Все три. Вместе с уддияной. Цель - пищеварительный огонь. Очень важная часть практики, краеугольная. Мы есть то, что мы едим. Эффективность пищеварения - суть то что мы из себя представляем. Т.е. каждая единица еды на входе должна быть оптимально усвоена. И на выходе должен быть минимум. Описание йога: кожа чистая, дыхание свежее, голос сладкий и мелодичный, взор ясный, осмысленный, ум острый, пытливый. Сначала осваивают уддияну. Выбираем оптимальное количество втягиваний на одну задержку дыхания. Допустим 20, но может быть 15, 25, 30. Главное, чтобы было комфортно. И делаем так, чтобы в сумме получилось, скажем, 100 или 200 втягиваний, т.е. при 20 втягиваниях на одну задержку дыхания получится 5 подходов, чтобы достичь 100 в сумме. Делаем два раза в день. Потом каждую неделю добавляем по сотне. Пока не будет 1500-2500 в сумме в день. Делаем так два месяца. Потом, убавляя уддияну, добавляем наули, пока наули полностью не вытеснит уддияну. Делается все на голодный желудок, скажем, утром перед завтраком и вечером перед ужином или обедом для тех, кто ест 2 раза в день.

Шанк пракшалана - полное промывание желудочно-кишечного тракта. (занимает около 2 часов).Воздействует она больше на кишечник.
В шанк пракшалане очень важно:
1. промывание делается соленой и теплой (горячей) водой;
2. после завершения практики не оставлять кишечник пустым больше,чем на час. Надо поесть разваренный рис или еще что-нибудь легкое. Соленая вода вызывает привлечение жидкости к стенкам кишечника, поэтому желательно после практики воздержаться от питья еще пару часов. Шанк пракшалану нельзя делать ни перед голоданием, ни сразу после выхода из голодания.

6. Басти.
Под этим названием обычно подразумевают ваджроли и басти. Это техники всасывания воды анусом и половым органом. Осваиваются только тогда, когда идеально освоены уддияна и наули. Фокус в том, что для втягивания воды в кишечник наули надо вращать слева направо, для выведения воды - справа налево. Суть этих практик в тренировке умения возгонять энергию праны из нижних центров в верхние, повышении циркуляции крови в тазовой и нижнебрюшной областях. Когда прана свободно и без препятствий движется от промежности до макушки, только тогда можно начинать разговоры о энергии Кундалини.

В хатха йоге шаткармы являются практиками, с которых начинают занятия йогой. Их цель - сбалансировать доши или 3 физиологических принципа-энергии, которые присутствуют в теле каждого человека. Их уникальное сочетание определяет вкусы, пристрастия, конституцию, поведение каждого индивидуума.Если они находятся в равновесии это здоровье. Любое отклонение ведет к болезни. На этом понятии аюрведа основывает диагностику и лечение. На грубом физическом уровне доши можно представить как воздух, желчь и слизь. Скажем, при практике дхаути засунув бинт в желудок первый раз, вы обязательно отрыгнете. Это ватта или воздух. У вас потекут слезы, сопли, и весь бинт будет в слизи. Это слизь или капха. И с бинтом вы из себя извлечете слизь и желчь или питта. Когда вы делаете это упражнение месяц и больше, то убедитесь, что количество выделений уменьшилось, ум прояснился, кожа очистилась, дыхание посвежело и, главное, прошли застарелые расстройства в организме. Почему? - Потому что доши (капха, питта и ватта, или слизь, желчь и воздух) уравновесились. Хатха Йога Прадипика говорит: "При избытке жира и слизи (дисбаланс дош) практикуют Шат кармы перед пранаямами. Всем остальным у кого мокрота, ветер и желчь (доши) сбалансированы их делать не нужно Т.е. условием прекращения выполнения или неиспользования шаткарм является баланс дош. Отдельно стоит сказать, что процесс балансировки дош достаточно быстр и обычно не занимает больше полугода. Но все дело в том, что внутреннее состояние организма зависит от нашего ментального состояния и окружающей среды. Скажем, вы поехали отдохнуть на Красное море, понырять, расслабиться, а в результате пришли к разбалансировке организма, т.к. попали в другой климат, на другую широту, долготу и стали есть непривычную пищу. Или начальник на работе накричал, или вас оставила девушка, или у вашего самолета отвалилось крыло. Все это может привести к разбалансировке систем организма. Поэтому, с одной стороны, к практикам шаткарм время от времени придется, все же, возвращаться, а с другой стороны, они малого стоят, если одновременно с ними не практиковать йогу, т.е. систему тренировки ума и успокоения ментального шума.


назад

на главную
Hosted by uCoz