Что касается метода Хатха-йоги как работы с телом и собственно самой йоги как формы достижения прозрения Высшей истины - на мой взгляд, это два понятия при которых первое является частью второго. Это самое прозрение как правило не достигается теми, кто о нем не думает и не жаждет пребывания в нем. Хатха-йога включает механизм очищения, развития и усиления всего того, что мы из себя представляем. Форма подачи хатхи : "практикуем каждый для себя во имя себя и достигаем благодаря себе" - не более чем форма "святой лжи" во спасение. Если в современном мире человек всерьёз способен делать асаны в течении года и более, то вероятно в какой-то момент он захочет узнать а что-же дальше? Он вкладывает силу и время не в не только в физическое тело, а в кое-что еще, поначалу даже не подозревая об этом. У практики хатхи очень мощный и древний "эгрегор" и я уверен, что случайные люди в ней не задерживаются. Те же кто сходит с ума от неправильной практики - просто жертвы несоблюдения Ямы и Ниямы и несчастные люди желающие "использовать" йогу. Однако как было верно подмечено в Третьем открытии- " не мы ловим Рыбу, а ловит здесь она." Я полагаю , что йога это не упражнения, а возможность развития человеческой цивилизации в духовное измерение и не ее методы нужно строить под кого-либо, а наоборот, кого-либо рассматривать в контексте пригодности для практики. Если Вы - инструктор говорите человеку как делать, а он Вас не замечает? Вы видите, что с ним произойдет, если он будет продолжать в том же духе, но он гнет своё? Навязывать свою точку зрения? Она ему не нужна!!! Оставить его на произвол его кармы- вот пожалуй единственный выход...И (мысленно) пожелать ему вообще бросить йогу, чтоб не дискредитировал идею.
Балансовые позы, как уже отмечалось, создают концентрацию ум - тело. Для новичков многие балансовые позы являются самыми что ни на есть силовыми. Напряжение в ногах не поддается никакому осознанному расслаблению и вызывает напряжение не только в ногах, но и во всем теле, начинаются пляски на одной ноге и т.д. Ни о каком расслаблении, (без использования дополнительной опоры) при этом речи идти не может. И здесь практика в стиле а-ля Айенгар вполне оправдана- деревянные кубики, приспособления, подпорки и etc. Подход аштанга - виньясы более радикально решает эту проблему - человек предпринимает усилие и проходит на нем период "начальной" негибкости и неравновесия просто пытаясь делать то, что не получается раз за разом, добиваясь своего. Этот период работы нельзя назвать "йогой" в строго традиционном смысле этого слова, так как в этот период асана не является легкой комфортной и удобной - это период активного освоения йогасан, отстройки тела - фитнесс-йога, но не как стиль, а как стадия в процессе. Когда оно превращается из тела тракториста, бизнесмена или культуриста в тело йога. После этого удержание сложных асан,(имеются ввиду комбинированные асаны на силу и растяжку одновременно, ассиметричные прогибы и пр. сложности) становятся не столь мучительными, но еще и являются асанами в полной мере, т.к не характеризуются легкостью, комфортом в полной мере, а требуют доработки. Балансовые асаны, а сюда относятся и все комбинации стоек на руках, плечах, на основаниях пальцев ног, бакасаны, майюрасаны, випарита-шалабхасаны, шаянасаны, ширшасаны в различных комбинациях.
Все асаны, где положение равновесия всего тела имеет опору в одной - двух точках, являются своего рода тестом на совершенство в асане. Расслабления не достичь без растяжки и тонуса мышц, которые... должны быть. Постепенно мышцы задействуются в процессе все меньше и меньше - работает только одна группа мышц - остальное все отдыхает и не трепыхается. Но прежде чем все это произойдет, необходимо понять, как и что работает, а для этого работать должно всё под разными углами в разных комбинациях. И этот процесс тоже есть ЙОГА, а не бодибилдинг, акробатика, фитнес и пр. активности. Такие позы как эка-хаста-майюрасана, эка-хаста-джьоти-майюрасана, эка-хаста-шаянасана, имеют санскритские названия и переданы риши - открывателями хатха-йоги. Другое дело, что в них силовая нагрузка на плечо и запястье одной руки, сочетаются с расслаблением, прогибом и баллансом. То что данная практика не доступна людям старшего возраста, и тетушкам весом в пару центнеров не говорит о том, что это не йога, и все пытающиеся выполнять сложные последовательности занимаются нетрадиционной йогой и "наводелом." Йога самая что ни на есть традиционная и парасимпатические процессы включаются в ней больше чем симпатические. Просто на уровне "традиционной" йоги Айенгара и Бойко (йогатерапии) состояние идеальной асаны максимально приближено к неидеальному состянию тела, что для многих людей актуально.
Но сказать что обвинения Аштанга Виньяса Йоги в нетрадиционности и спортивной ориентации со стороны - вещь в йоговской среде не правомерная. Так один из майсорских мастеров - Шешадри указывал на то, что Джойс и Айенгар - одна школа и каких-то серьезных противоречий на уровне мастеров здесь нет. В той же "Йога-дипике" набор асан фактически один и тот же что и в АВЙ, а кассета с выполнением Айенгаром динамических последовательностей так же подтверждает эту точку зрения. Если же сознание практикующего застряло в одной лишь динамике (в которой кстати ключевыми являются статические элементы - асаны, а не сплошные виньясы) то это можно отнести лишь на счет конкретного практика, а не на направление йоги в целом, продвинутые ступени которого отвечают на вопросы на которые не могут найти ответы начинающие.
Многие школы, не относящиеся к Аштанга Виньяса Йоге, так же используют подготовительной подход где человек ставится в условия спортивной симпатической нагрузки сознательно, с целью поднять форму тела и уже затем приступает к изучению внутренних аспектов, где асана становиться асаной на все 100. Блажью может показаться и такая вещь, как соревнования по йоге, но там оценивается как раз не форма сама по себе, а состояние асаны: вход, удержание и выход.
Если же говорить о балансовых асанах, то я бы отнес к ним все те, которые удерживаются менее чем на трех опорных точках. Хотя в каждой асане даже не балансовой есть свой баланс- конфигурация нагрузки на разные части тела.
Не всегда за счет одного лишь переноса центра тяжести в ногу удаётся полностью раскрыть таз, бок и развернуть грудную клетку. В ряде балансовых асан требуется дополнительная опора на ладонь, чтобы сбросить напряжение с боков и поясницы, это позволяет больше раскрыть область таза. Рука так же участвует в балансе, это начинаешь чувствовать когда делаешь длинную последовательность: от триконасаны- паривритта триконасана, упавишта-конасана, экападартха-чандрасана, паривритта-экападаартха-чандрасана. Возможно в экапада-атха-чандрасане участие руки не столь заметно, а вот в варианте паривритта-экападаартха-чандрасане, а так же в триконасанах, если рука не несет тяжесть тела закрепощается бок и поясница, а так же верхняя часть опорной ноги. Что же касается ширшасаны, то в идеальном исполнении это очень сложная асана, если её правильно сделать, то можно полностью оторвать руки от земли и стоять на одной лишь голове, центр тяжести уходит в правильной формы точку на макушке по размеру не больше двухрублевой монеты. Вкратце о прогибах назад. Для начала прорабатываются все балансовые позы. Триконасана,Паривритта триконасана, Экападартхачандрасана, Паривриттаэкапада... Вообщем все балансовые на одной ноге, но так чтобы колени были прямые. А таз немного уходил назад. Достояться нужно до той фазы пока не достигается устойчивый балланс во всех "одноногих позах" и спина полностью расслабляется за счет смещения нагрузки в колени и ступни. Если спина остаётся в них напряженной, говорить об эффективности прогибов еще рано. Именно напряжение в спине не даёт гнуться дальше. Его нужно снять за счет смещения центра тяжести со спины в область тазавого сплетения. Помогают этому все стоячие асаны. Далее - серия прогибов из положения стоя вперед - компенсируя наклонами вперед. Расслабление в области поясницы - необходимое условие для прогиба. После этого выполняются растяжки и скрутки, а затем вы снова переходите к прогибам. Стоя Натраджасана, сидя - капотасана, Экапада раджакапотасана, лежа - дханурасана, урдхвадханурасана. Позы практикуются так: каждая в несколько подходов. Никаких болевых симтомов быть не должно. В начале гнется крестец, а затем все остальное. Если появилась усталость - наклоны вперед и опять стоячие позы. Это все кондовая статика: как по Айенгару, только еще круче. Впрочем ради компенсации можете сделать несколько виньяс если уж совсем приспичит...
Основной обьект растяжек- паховые связки и все мышцы задней поверхности ног. Чтобы тянулись связки в растяжках, нужно научиться расслаблять в них мышцы. Если мышцы ног напряжены, а напрягаются они иногда при малейшем болевом ощущении в растяжке, процесс самой растяжки становится невыносимо болезненным и бессмысленным (сжатые мышцы ног не могут тянуться). Задача - пропустить растяжечную боль и не реагировать на болезненные импульсы напряжением в мышцах. Процесс растяжки происходит постепенно, и его нельзя форсировать иначе как длительным пребыванием в одних и тех же растяжечных позах, рассчитывая свой предел (чтобы не было растяжений. Если вы забираетесь в растяжке достаточно далеко, расслабьтесь на 20-60 секунд, если можно - больше. В шпагатах вес тела удерживается на руках и НИ в КОЕМ СЛУЧАЕ не подается на ноги. Заднее колено отрывается от пола, задняя нога - на основании пальцев ног, бедра находятся под прямым углом по отношению к тазу. Если вы делаете в начале балансовые асаны на ногах и достаточно нагружаете мышцы, выполните перед растяжками несколько перевернутых, чтобы дать им возможность расслабиться.
О выходе из шавасаны. На левый или на правый бок сначала поворачиваться? Выходить можно и так и так. Любой из этих взглядов и способов имеет право на существование. При перевороте на правый бок дыхание переходит в левый канал. С другой стороны, на левой стороне находится сердце и переворачиваясь налево при выходе из шавасаны, вы способствуете притоку крови к нему и мягкому выходу из реалаксации. В книге "Секреты дыхания" раскрыта очень серьёзная тема, но чтобы все, что там написано, стало реальным опытом, требуется практика, построенная на личном эксперименте, не просто чтение, проработка. Традиция пранаямы в современных направлениях йоги предствавлена достаточно слабо из-за сложности практик, но некоторыми наработками можно с успехом пользоваться. Например, ноздревое дыхание если вы находитесь в холодном помещениии: примерно от 7 до 12 градусов тепла и практикуете задержки дыхания с вдохом через правую и выдохом через левую, то постепенно чувство холода пройдет и тело начнет разогреваться. Дыхание через левую ноздрю снимает избыток витальной энергии и успокаивает.
Сложная система движения дыхания по каналам и различные описания лечения болезней и предсказания основанные на исследованиях феномена дыхания Свами Шиваприянандой - вещь реальная но, прямо скажем, малоосуществимая в наших условиях- на это нужно убить большое количество времени. Чтобы работать по этой книге, нужен очень богатый опыт занятий пранаямой. Иногда заниматься пранаямой без предварительных практик небезопасно (в них входят практики не только йогаасан и шаткармы, но и различные формы концентрации-дхараны, различные формы тратак и некоторые простые созерцательные практики успокаивающие ум). Пранаяма - на мой взгляд, слишком сильно открывает человека окружающим влияниям, делает его уязвимым. Дхарана - наоборот закрывает от них и делает ум более собранным, давая возможность избегать "зависания" в тонких сферах и сглаживает остроту как приятных так и неприятных ощущений вызываемых интенсивной пранаямой, переводя их в нейтральные. Сочетая пранаяму и дхарану, отслеживая различные типы дыхания в повседневной жизни можно обнаружить много интересного.
Вопреки расхожим представлениям по типу- " идем-идем, куда-нибудь один черт придем", у такой дисциплины как йога есть вполне конкретное предназначение и выраженная иерархия практик, сменяющих одна другую, своего рода карта из пункта "а" в пункт "в" по которой можно ехать на разных видах транспорта от того же трактора до реактивного самолета. Работа с концентрацией сознания - уровень более высокий и вы совершенно правильно поступите, если не будете требовать от себя сверх достижений в этой области, методично и последовательно прорабатывать тело, концентрируясь на работе с ним. Как правило, без проработанного тела и умения управлять им - работа с сознанием и тонкими составляющими энергоструктуры в наших условиях становится не актуальной. Если при выполнении асан есть видимый эффект на уровне сознания - хорошо, нет - он все равно есть. Любые усилия на этом пути даже без явных "уменьшений громкости сознания" все равно дают свой результат. Есть практики, где концентрация ментального тела играет более важную роль, чем положение его физической оболочки.
Но не все сразу... Йога ведёт наше сознание, развивая грубую облочку, затем тонкую и затем приводит к пониманию причинной.
Является ли йогой практика людей гимнастических профессий? Думаю что нет. Хотя некоторые навыки работы с телом схожи с йогаасанами.
Является ли йогой практика упражнений хатха-йоги выполняемых без духовной мотивации? Думаю что скорее к собственно йоге могут придти хатха-йоги, так как наряду с упражнениями им приходиться воспринимать и много паралельно идущей информации. Так например названия асан. Одни носят имена животных и насекомых: шалабхасана, вришчикасана, ватаянасана, бхуджангасана, маюрасана, куккутасана. Другие - мудрецов и риши - вишвамитрасана, дурвасасана, гхерандасана, горакшасана. Третьи Богов индийского пантеона: бхайравасана, скандасана, анантасана, вамадевасана, натраджасана. Да и асаны - это как мантры - в них вложено что-то еще помимо "голой" гимнастики. А что это - каждый из практиков может ответить себе сам. Делаешь - и что-то происходит. Хочешь верь, а хочешь нет. Можешь изобретать своё обьяснение, призывая науку и современные исследования медицины, а можешь следовать традиционному - пока не дойдешь в практике до определенной точки, все одно - ничего не ясно. А вообще, я думаю, что йога это путь к Богу, но только не нарисованному на иконе и не вылепленному из камня, а живому, настоящему, до которого нужно тянуться и телом и ... кое-чем еще, если оно конечно работает в режиме on-line.
Желаю всем успехов.Не забывайте о правилах травмобезопасности : никаких резких движений и если есть боль-сразу по тормозам.